Меню сайта
Независимая оценка
Баннеры
Партнеры
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Маленький «Мыслитель» и дорога

«Советы родителям как уберечь ребенка от опасности»

К сожалению, всё чаще мы узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. За увеличивающимися цифрами жизни детей, искалеченные судьбы.

А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.

В этой беседе хочется обратить внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

  1. Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»).
  2. Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды.
  3. Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено.
  4. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге.
  5. У них искажено восприятие размеров транспортных средств и т.п.

Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тир восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, – «художники», у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Ещё одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врождённое, а приобретённое человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передаётся от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребёнка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге. Психологической службой нашей гимназии в рамках профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма был проведён ряд исследований, которые выявили очень серьёзную проблему. Речь идёт о детях, которые перемещаются по городу с родителями в личном автотранспорте.

Во-первых, эти дети чаще всего не знают Правил дорожного движения и у них отсутствует навык правильного поведения на улицах и дорогах. Я бы назвала эту проблему дорожным инфантилизмом, так как поведение, реакции на дорогах у таких детей даже 10-12-летнего возраста больше похожи на поведение малышей. На улице, если ребёнок испугается приближающейся опасности, он скорее всего поступит неадекватно – постарается убежать или останется стоять на месте, не обращая внимания на ситуацию.

Во-вторых, у этих детей искажённое восприятие пространства. Они чувствуют себя в роли водителя транспортного средства, и поэтому Правила дорожного движения для пешеходов ими воспроизводятся как правила для водителя.

Это только часть моих размышлений и наблюдений. Но и они недвусмысленно призывают взрослых к обдуманному, ответственному решению проблем предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Научить ребёнка правильному поведению на дороге часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один сантиметр отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.